среда, 24 мая 2017 г.

Обзор настольной игры "Nyet!"

Всё моё окружение, за исключением детей, любит игры на взятки. Этот жанр является одним из прочных и проверенных мостов между настольщиками потенциальными и действительными, а также между разными поколениями. Я знаю это, потому что именно через взяточные игры смог заинтересовать миром настольных игр некоторых теперь вовлечённых особ. Когда мне впервые попалась на глаза игра с классным названием "Nyet!", у меня не было колебаний типа "а вдруг правила не зайдут", "а зачем нам ещё одна игра на взятки", "зачем нам  вообще ещё одна игра". Я игру просто, слепо, безапелляционно захотел к себе в коллекцию и теперь вам могу рассказать, что же там было внутри и как это всё игралось.

.
КОМПОНЕНТЫ
Что нам в первую очередь попадается на глаза? Коробка. Но начать обзор компонентов стоит даже не с вопроса "Что?", а с вопроса "Кто?".

С прилавка магазина именно герой обложки первый привлечёт ваше внимание, после чего захочется рассмотреть предмет повнимательнее. Белый медведь с суровым взглядом и в военной шапке явной советской принадлежности, стоящий на фоне Покровского собора в суровую русскую метель. Единственный атрибут, по моему мнению, который выдаёт факт, что оформление неотечественное, - это роскошный меховой воротник.

После медведя наши глаза обнаружат максимально подходящее по антуражу название "Nyet!", показывающее, как иностранцы слышат привычное нам отрицание. И уж если иностранный производитель выбрал для игры чётко советский антураж, будьте уверены - с большим шансом это подразумевает антураж Холодной войны.

Сама коробка сделана достаточно необычно, с откидывающимся верхом и магнитной фиксацией закрытия. В настольных играх такая схема встречается крайне редко. Пользоваться удобно и приятно.

Судя по антуражу, нам предстоит иметь дело с тайными агентами, скрывать своих и выявлять чужих, а также общей борьбой стран-участников конфликта. Как человек, уже сыгравший в "Nyet!", сразу скажу, что прочувствовать атмосферу в этой игре на взятки сможет только очень сильный фантазёр (как я, например =)).

Необязательный набор компонентов, который, однако, вызовет у владельца игры позитивные эмоции - открытки с изображением персонажей из игры. Чтобы в полной мере насладиться невероятным артом из игры, для полного фарша осталось только постер добавить.

Хватить пускать слюни на клавиатуру, пора таки рассмотреть основные игровые компоненты. Каждому игроку достанется карта персонажа и его жетоны, который кроме персонального цвета ничем иным игрока не наделит. Персональные жетоны - для любящих анализировать других игроков, которые будут моделировать игровой процесс. Если никто таким заниматься не будет, можно все жетоны использовать другой стороной, одинаковой для всех.

Для игры нечётным составом предусмотрена карта удвоения очков. Забавно, что изображён на этой карте паспорт СССР и бокал вискаря, чего точно в СССР не было. Наш агент в США? Или их агент у нас, тайно ностальгирующий с бокалом? Очень антуражно.

Ну и главные компоненты игры - планшет для формирования правил раунда и сами игровые карты.

Игровая колода состоит из 4 мастей, в каждой из которых по 15 карт (отличие от простой игральной колоды в дополнительной паре единиц у каждой масти). Даже вид мастей, выраженный строчкой из известной песни "....серп и молот и звезда" (и оставшийся за пределами песни голубой флажочек)),  вызывает правильную ассоциацию с тематикой.

Из необычного - игровые карты нестандартные, удлинённые, что впоследствии было положительно оценено игравшими (веер из таких карт реально удобнее стандартных).

Что в итоге по компонентам? Вы всё увидели, всё прочитали и уже поняли мою личную оценку - красиво, качественно, со вкусом. Игра только своим видом готова себя удачно продать. Не подкачает процесс, будет вообще отлично, правда? =)


КАК ИГРАТЬ?
Игровая колода тасуется и раздаётся полностью без остатка.


Посмотрев свои карты, игрокам теперь предстоит определить правила на этот раунд.

Начиная с раздающего, каждый игрок по очереди может положить один свой жетон на планшет, тем самым закрыв одну из нескольких ячеек. Жетон можно положить на любое место.

Игрок может выбрать:

  • Какой игрок НЕ будет ходить первым и НЕ будет набирать себе команду.
  • Сколько карт игроки НЕ будут сбрасывать перед раундом.
  • Какая масть НЕ будет козырной.
  • Какие единички НЕ будут суперкозырными. 
  • Сколько очков НЕ получат игроки за свои взятки.
Когда в каждой строчке останется всего по одному открытому параметру, этап формирования заканчивается. Незакрытые параметры и есть правила на текущий раунд.

К примеру, судя по фото выше, первым ходить будет зелёный игрок, все сбрасывают по 1 карте за исключением единичек, козырь молотки, суперкозырь флажочки и каждая взятка принесёт 3 победных очка.

Перед стартом первый игрок набирает себе команду единомышленников, а те, кто не вошёл в его команду, автоматически формируют команду оппонентов. При игре нечётным количеством участников игрок может собрать команду как с большим, так и с меньшим составом. Однако  одному игроку команды меньшего состава будет предоставлен бонус в виде удвоения полученных им очков.

Как в большинстве игр на взятки, игроки, начиная с первого, поочерёдно играют по одной карте, руководствуясь правилом "по масти", то есть обязательство ходить такой же по масти картой, что и первая в этот ход. Владелец старшей карты объявляется победителем и забирает сыгранные карты себе в качестве взятки. Теперь он становится ходящим и так далее.

Если у игрока нет подходящей масти для хода, он может сыграть карту любой масти, включая козырь и суперкозырь. Интересный момент, что если возникает спор по тому, кто забирает взятку (такое бывает, если сыграть, например, козырные единички), выигрывает спор последняя рука.

Как ясно из названия, козырная карта бьёт любую простую, а суперкозырная бьёт и простую, и козырную карту.

Если вам удалось выиграть взятку с участием единички любой масти, сыгранную одним из оппонентов, единичка откладывается отдельно от взяток. Каждая такая единица приносит столько же очков, сколько и одна взятка.

Когда все карты будут разыграны, раунд заканчивается и наступает подсчёт очков. Каждая команда суммирует все свои очки за взятки и единицы, общий счёт идёт в зачёт каждому. Игрок с картой удвоения предварительно умножает на 2 все свои полученные очки.

В зависимости от количества участников играется определённое количество раундов и кто за партию заработает максимальное количество очков, побеждает в игре.


ВПЕЧАТЛЕНИЯ
- Всем ли понравилось?
- Nyet!
Честно признаюсь, что искренне по "Nyet!" фанатею только я и моя тёща. Остальные мои партнёры отзываются об игре достаточно скромно, жалуясь на то, что игра более сложная и долгая по сравнению с хитами стола "Skull king" и "Wizard".

- Столько же здесь случайности?
- Nyet!
Здесь нет такого буйства случайности, которые дают пираты или маги. Суперкозырь присутствует, но его не сыграешь просто так, плюс его легко можно перебить другим суперкозырем. Здесь даже непредсказуемость программирования правил более управляема.

- Можно ли сыграть в неё в качестве разогрева перед большой игрой?
- Nyet!
Чтобы сыграть одну полноценную партию, надо потратить 1.5-2 часа в зависимости от скорости принятия решений игроков. Поэтому "Nyet!" уже нельзя назвать филлером.

- Получилось ли сразу сыграть правильно?
- Nyet!
Правила местами написаны так, что допускают двусмысленность толкования. Так, к примеру, у меня получилось с толкованием правила, связанным с картой удвоения: сначала я с умным видом объявил всем, что игрок с картой получает общие очки команды, потом их себе удваивает. На форуме BGG большинство сошлось во мнении (и более правильно), что наоборот, сначала умножает свои очки, потом добавляет к общаку и все игроки команды записывают одинаковое число.
Также поначалу мы пропустили в правилах про захват единицы одно маленькое слово "оппонента" и начисляли очки вообще за все единицы из взяток. Разрыв в счёте порой достигал 70 очков между командами.

Какой вывод вы можете вынести из моего опыта? "Nyet!" - игра на взятки, которая занимает свою нишу между семейными играми жанра типа "Skull King" и более суровым великим "Преферансом". Да, всё-таки она ближе к семейным играм, но длина партии более чем в два раза и регулятор рандома накладывают свои обязательства перед игроками. Максимум удовольствия получат те, кто ищет что-то чуть покруче "Мага".

Желание знакомиться с жанром дальше ещё не исчерпано, поэтому скоро ждите новых открытий от меня. Все обзоры на опробованные мной взяточные игры будут скрываться под ярлыком "Игры на взятки".  А пока всем желаю суперкозырей!


1 комментарий:

Популярные сообщения